- 08.11.2019
Издательский отдел Фонда Анваком продолжает знакомить своих читателей с предприятиями малого и среднего бизнеса стран ЕАЭС, их трудностями. проблемами и достижениями. Наш внештатный корреспондент Максим Таболин провел беседу с генеральным директором московского «Автотехсервиса ВДВ» Олегом Николаевичем Коростелевым.
Олег Николаевич, расскажите, как пришла идея заняться автобизнесом вообще, и как родилась возглавляемая Вами компания?
Наше предприятие было организовано в октябре 1998 года. У его истоков стояло шесть человек, четверо из которых в прошлом десантники. У всех уже был небольшой опыт работы в автобизнесе, мы в 1996 году начинали в автосервисе на Рубцовской набережной, но по разным причинам были вынуждены уйти оттуда и вот, собравшись вместе, решили, что у нас нет другого выхода, кроме как начать собственное дело. В ноябре 2018 года нашему предприятию исполнилось 20 лет. За это время мы поменяли места дислокации, выросли территориально и функционально, на сегодняшний день площадь производственных помещений составляет около 1730 квадратных метров. Сегодня у нас более двадцати постов, 13 подъемников, 6 постов электротехнического сервиса, шиномонтаж, мойка, яма для сход-развала, пост технического осмотра.
Кто Ваши клиенты?
Охарактеризовать клиентов можно по нескольким критериям. Начну с марок автомобилей, которые мы обслуживаем. Начинали мы с ремонта и обслуживания преимущественно Volkswagen и Audi. Со временем наши клиенты меняли марки машин, производителей, но не хотели менять автосервис, которому доверяли своих «железных коней», а мы старались удовлетворить их потребности. На сегодняшний день техническая оснащенность и подготовка персонала позволяет выполнять весь спектр профилактических и ремонтных работ с автомобилями: Audi, Volkswagen, Seat, Skoda, Merсedes, Ford, BMW, Hyundai, KIA, TOYOTA, Mitsubishi, Lexus, Nissan, а также мы обслуживаем грузовики весом не более 3,5 тонны. За двадцатилетнюю историю мы установили прочные деловые связи и сотрудничество с более десятка оптовых поставщиков запчастей и расходных материалов, практически на все группы товаров и марок.
Следующий критерий клиентов – это возраст их автомобилей. Подавляющее число обслуживаемых нами авто находится в возрастном диапазоне от 2 до 7 лет, есть, конечно, и исключения. А их владельцы – это люди, готовые вкладывать в свой автомобиль деньги, привыкшие к комплексному обслуживанию и качественному сервису на уровне официальных дилеров, но по более демократичным ценам. На все виды работ и запасные части мы предоставляем гарантию на 6 месяцев.
В числе наших постоянных клиентов более сорока юридических лиц.
Насколько загружены ваши мощности и технические возможности, сложно ли к вам попасть, существует ли очередь, предварительная запись?
А давайте посмотрим в режиме реального времени, вот сейчас пятница 16 часов, свободны два подъемника и два электротехнических поста, на завтра также есть свободное время, так что можем Вас записать. На следующей неделе ожидаем «аншлаг» по шиномонтажу. Ухудшение погоды, похолодание, как всегда, «неожиданно придет зима» и все кинуться «переобувать» колеса. А вообще, сегодня наши возможности загружены приблизительно на 70%, хотя сложно точно назвать эти цифры, но потенциал для роста точно есть. В начале 2000 годов мы записывали людей за неделю вперед. Сейчас, конечно, стало сложнее, выросла конкуренция. Ежедневно и ежемесячно отслеживаем статистику. В среднем в день мы обслуживаем 18-20 автомобилей, в месяц 540-600, есть точные цифры по каждому дню и месяцу. Средний чек составляет порядка 7800 рублей.
К вопросу о конкуренции… Как Вам удается выживать, в чем Ваша уникальность, может поделитесь секретами, «фишками», кто у Вас заведует маркетингом и продвижением, рекламой?
Вопрос не праздный, а что ни есть самый актуальный и животрепещущий. Главную базу успешности и стабильности мы заложили в самом начале пути, сделав нашей миссией качественную работу, ориентированную на клиента и предоставление ему по возможности максимального комплекса услуг. Все это мы подкрепили техническими возможностями, материальной базой и квалифицированным персоналом. Но время не стоит на месте, сегодня появляются новые игроки, молодые, решительные, амбициозные, вооруженные новыми знаниями и смелые в экспериментах. Меняются тенденции и принципы ведения бизнеса.
Сегодня порядка 55% рынка автосервиса обслуживают так называемые независимые одиночные сервисы, к которым принадлежим и мы, порядка 30% охватывают официальные дилеры, около 5% независимые сервисы сетевого формата и оставшееся «окучивают» «гаражные» умельцы. По оценкам экспертов, в ближайшие два – три года картина поменяется и до 25% рынка отвоюют себе независимые сетевые игроки, которые сейчас уже стали появляться и заявлять о себе, и эта тенденция продолжится. Сегодня идет так называемая не ценовая конкуренция, главным становится не что продать (продается все соизмеримо похожее и одинаковое), а как продать. И сетевые компании имеют в этой борьбе ряд преимуществ.
Всю сегодняшнюю маркетинговую работу в нашей организации генерирую, осуществляю и воплощаю в основном я сам. Была попытка взять в штат маркетолога, но сходу не получилось найти такого специалиста, который бы устроил нас, и так все и осталось. Пользуемся периодически услугами фрилансеров в создании и продвижении сайта, рекламой в интернете, пробовали продвигать приложения для клиентов, но потом отказались. Все акции, бонусы и программы придумываем и реализуем сами. Есть, конечно, и удачные примеры, которые мы воплотили и которые дали хороший результат. Даем рекламу в Яндекc-картах, Zoom, отвечаем на отклики и вопросы. У нас есть в штате операторы на телефоне, ведущие запись клиентов, обрабатывающие входящие звонки и т. д. Конечно, сегодняшние реалии диктуют, что эту работу, маркетинговую составляющую, должны делать профессионалы, системно и креативно, в ногу со временем. Я знаю, что такая проблема существует не только у нас, но и у большинства других автосервисов такого уровня и формата. Мы научились достойно и качественно ремонтировать и обслуживать автомобили, теперь надо научиться или организовать процесс по продвижению себя, своих возможностей, либо воспользоваться услугами профессионалов в этом деле.
А Вы не думали о расширении, о сетевом развитии? У Вас есть опыт, у Вас есть отработанные регламенты и технологии, у Вас есть четкое понимание процессов, что и как должно быть, у Вас есть имя и, я бы сказал, бренд.
Да, мы думали об этом и даже делали, но в какой-то момент у нас возникли разногласия в формах и методах работы, и мы разделились. Каждый пошел своей дорогой, и сегодня есть то, что есть. Сегодня мы открыты для всех предложений о работе, готовы обсуждать планы и варианты дальнейшего продвижения и расширения, готовы к диалогу с аутсорсинговыми маркетинговыми компаниями. Стараемся идти в ногу со временем, потому что топтание на месте смерти подобно.
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5dc04890118d7f00b22b9bb5/den-vdv-5dc117701ee34f00b29fa9c0